На период с 09 августа  по 09 сентября 2011г., в рамках проекта «Че» кураторов Оксаны Саркисян и Вики Бегальской, мы установили  в чебуречной "Дружба" (сохранившейся практически нетронутой с советских времен) торс Венеры Праксителя, сделанный из нерастаможенного розового мыла. Около 40 кг мыла было перетерто нами в мелкую стружку на старом кухонном комбайне и затем переплавлено и отлито в форму Венеры. Задачей «розовой Венеры» было вовлечь посетителей чебуречной в непосредственный контакт с классическим искусством видоизменяя его своим руками от торса до абстракции и таким образом в ускоренном режиме пройти всю историю искусств от классики до модернизма.
Месяц, который скульптура провела в зале приема чебуреков возле рукомойников, обмыливаясь под руками посетителей, соответствует некоему периоду истории человечества, в течение которого скульптура под воздействием внешних факторов тысячелетиями обтачивалась и видоизменялась.
В первое время Венера пользовалась у посетителей успехом вперемешку с благоговейным страхом. Потом ее начали подгрызать, и некоторые выгрызы имели явно сексуальный характер, что на первый взгляд может показаться странным - неужели античная богиня, музейная скульптура может вызывать такую человеческую страсть? Однако тому виной оказались розовый цвет и фактура поверхности, которые в результате постоянной полировки стали напоминать распаренное тело очень земной женщины после бани.
В результате можно говорить о том, что месяц человеческого воздействия на поверхность мыльной скульптуры (при данном человекопотоке в чебуречной «Дружба») соответствует периоду с Vв. до н.э. (греческая классика) до XV-XVII в.в. н.э. (скульптура позднего средневековья, Северного Возрождения) общего воздействия природы на каменную скульптуру. Если в реальной истории последние 100 лет (около 5% времени от всей истории скульптуры) совершили наиболее радикальный рывок в абстракционизации формы, то в мыльном эксперименте этот последний этап абстракции напротив должен занять более долгий в процентном отношении период .
На выставке в "Открытой галерее" представлена документация проекта:
- таблица предполагаемых перевоплощений - как нам представлялось Венера, обмыливаясь под руками посетителей чебуречной, будет в ускоренном режиме проходить этапы истории искусств от античности до модернизма,                                                                                                                                -- фотографии процесса,                                                                                                                                                -видеофильм об общении посетителей с богиней, и, собственно то, что получилось из Венеры.
Эксперимент по непосредственному участию человека в истории искусства продолжается. Если цвет живого тела женщины в чебуречной располагал к вольному обращению, то в следующем варианте 2 Венеры  из белого "фарфорового" мыла появятся в общественных туалетах Парка Горького, а в будущем возможно и в других заведениях культуры.


Фильм Ю.Овчинниковой

Film by
U.Ovchinnikova
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ СВОИМИ РУКАМИ / A BRIEF HISTORY OF ART BY YOUR OWN HANDS