Лист белой бумаги висит на белой стене. За листом скрыт рельеф, изображающий восточный фасад Брандербургских ворот. Бранденбургские ворота - самый знаменитый символ Германии и Берлина, но долгие годы они служили символом разделённой страны, а после 1989  г. стали воплощением воссоединения.
Надо иметь смелость, чтобы начать с чистого листа. Если смотреть сквозь стены - увидишь то, что за ними может быть скрыто - свободу, творчество, историю, а может
и опасность?
Мы предлагаем зрителям самим совершить прорыв сквозь белый лист стены в технике фроттажа - с помощью грифелей проявить изображение  Бранденбургских ворот, сделав, таким образом, прозрачной, скрывавшую их стену. Изображение будет настолько хорошо видно - насколько тщательно поработает сам зритель - все в его руках.
Зритель, оказавшийся перед открывшимися ему воротами
с восточной стороны,  увидит западное небо -
одновременно свободу и необъятную, неподдающуюся стихию, облака, которые захватывают дух, но в общем-то скрывают
от зрителя реальную земную завратную жизнь.

Но вот вопрос, пока стена была чистая, белая, и за ней ничего не было видно, была ли проблема стены?

A piece of white paper hangs on a white wall. The paper conceals a relief of the eastern facade of the Brandenburg Gate, the most famous symbol of Germany and Berlin. The Brandenburg Gate was for many years the symbol of a divided country, but after 1989 it came to stand for reunification.
It takes guts to wipe the slate clean, to face a blank page. If you look through walls you see what they might be concealing-freedom, art, history. And, perhaps, danger?
We ask viewers to break through the wall’s blank page themselves. They should use slate pencils to make a rubbing of the image of the Brandenburg Gate and thus render transparent the wall that conceals it. The clarity and detail of the revealed image depends on their diligence and labor. Everything is in their hands.
Finding themselves on the eastern side of the reopened gate, viewers see the western sky-a free, boundless, unyielding, breath-taking kingdom of clouds. At the same time, the gate conceals from viewers the real earthly life beyond it.

The question arises: while the wall was still white, still blank, when we couldn’t see what was behind it, did the problem of the wall exist?

БЕЛАЯ СТЕНА / WHITE WALL
Рельеф из полимера, бумага, грифель, участие зрителей

Для выставки "Европейская мастерская 2009", Москва, ЦДХ

В коллекции ММАМ

Relief, paper, pencil, viewers participation

For the exhibition "European Atelier", CHA, Moscow

Belongs to the collection of MMAM

2009


A Nouveau festival / Allegories of Forgetting,
центр Помпиду, Париж
Centre Pompidou, Paris.

2014